Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

     

 МБОУ «Лицей №13» с 2012 года на уровне начального общего образования работает по системе, созданной Даниилом Борисовичем Элькониным и Василием Васильевичем Давыдовым. Самый главный результат данной системы развивающего обучения  – это развитие детского мышления и сознания. За три года  большинство педагогов лицея (учителей начальной школы) прошли повышение квалификации в Московском открытом институте «Развивающее образование» по программе  «Психолого-педагогические основы образовательной системы  Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в начальной школе».

 

Главные особенности системы развивающего обучения:

  • Изменение предметного содержания обучения.
  • Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.
  • В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий.
  • Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления.
  • Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени.
  • Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися.
  • Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний.
  • Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

      Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии. Отметок детям в первом классе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта.

       Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

       Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности.

  Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте:

  • формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
  • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
  • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
  • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

 

Педагогическая система развивающего обучения Эльконина-Давыдова дает учащимся:

  • дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад.
  • уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения.
  • развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения.
  • развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения.
  • активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности.

Все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

 

Учителям:

  • учителя, преподающие по данной системе, при переаттестации получают высшую категорию.
  • учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.

 

Родителям:

умного, самостоятельно мыслящего ребенка.

Поделись с друзьями